Giro d'italia



Вступление.
Оказавшись год назад в толпе болельщиков на последнем этапе 90-й Giro в Милане, я уже тогда знал, что вернусь в следующем году минимум на несколько дней чтоб вновь ощутить чувство, которое невозможно описать словами. С комком в горле то ли от распирающей гордости за Михаила Игнатьева, «висевшего» в отрыве несколько кругов, то ли от безумной энергии толпы, то ли от причастности к чему-то великому, то ли …
Подготовка к поездке.
Еще в декабре, перелистывая итальянский веложурнал, я скрупулезно изучал маршрут и рельеф, углубляясь в географические карты Италии, прорисовывая маршруты этапов на них; выискивал наиболее удобные точки размещения в отелях, штудировал расписания поездов и автобусов в интернете. И вот, уяснив и утреся все «за» и «против», в конце января приступил к бронированию отелей и покупке авиабилетов. Опущу все тонкости бронирования, однако, хочу отметить, что не все сложилось так как хотелось. Как выяснилось, желающих посетить это мероприятие было предостаточно. В каких-то отелях уже не было мест, в каких-то цены на номера оказались как в президентских. Но найдя удобный компромисс, выбор был сделан, и эта часть подготовительного процесса была закончена. Билеты были куплены, и в начале марта в паспорте красовалась Шенгенская виза. Когда эйфория от совершенного прошла, трезвый ум подсказал, что пора более внимательно изучить маршрут, далеко ли от станций до отелей, от них к месту старта или финиша, какие существуют возможности попасть в горы и точнее оценить мои силы. Изучив крупномасштабные карты местности, я пришел к выводу, что без транспортного средства мне не обойтись. Конечно, существует возможность взять в аренду автомобиль. Но на нем далеко не уедешь, т.к. дороги, по которым проходит гонка, перекрываются за 2 – 4 часа до проезда гонщиков. На горных этапах дорога может быть закрыта и вовсе за сутки. Самокат и роликовые коньки я отмел сразу. Остается велосипед! Но везти его в самолете не лучшая затея. Да и как-то не привык я ездить на шоссейном велосипеде с рюкзаком за плечами. А ведь каждый день новый отель и вещи нужно возить с собой. Выход нашелся сразу: велосипед нужно купить в Италии. И конечно горный. Такие продаются в супермаркетах по 100 евро. А после использования его можно сдать за полцены в пункты проката. Но и с этим возникает ряд проблем: не во все отели пускают с велосипедом, в поездах за него нужно платить, да и вообще велосипед – механизм серьезный, требующий ключей, камер, насоса и остальной мелочи. И тогда стал я искать … складной велосипед. И чтоб легкий был, и чтоб габариты не превышали. К апрелю такой был найден в Италии, у моего знакомого, владельца веломагазина в Риччоне. Благо, от Пезаро, куда я ехал на первый мой этап, до Риччоне рукой подать. После Pinarello этот велосипед выглядит мягко говоря как самокат, но в последствии я в нем не разочаровался. Вот вкратце несколько его характеристик: алюминиевый 8-килограмовый с одной передачей 39х11 и колесами 14”, в сложенном состоянии умещается в большую спортивную сумку.
По прилету получив штамп в паспорте, я благополучно пересек границу. В зале прилета среди встречающих мелькали таблички с надписью Giro, кое-где встречались бейсболки спонсоров гонки и рекламные плакаты напоминали о предстоящем чемпионате мира в Варезе. В журнальном киоске я купил Gazzetta dello Sport и с удовольствием прочел о победе Павла Брутта. Поздно вечером я уже был в Пезаро.

Дождь.

Как говорил главный герой одного известного фильма, дождь шел почти всегда. Он был проливным, моросящим, колючим, косым, … любым, но постоянно присутствующим на гонке. И даже если он заканчивался, то это значило, что он начнется через какое-то время снова. Утро первого дня. Выйдя с утра на завтрак, я встретил в ресторане отеля множество людей, имеющих отношение к гонке. Это было ясно по их одежде. Перекинувшись с ними парой фраз, узнал о ходе гонки и о месте старта. На моих картах старт был немного в другом месте. Ребята с технички сопровождения фирмы Mavic предложили мне доехать с ними к месту старта. Но до старта было более 4 часов и я решил прогуляться вдоль моря. Через час я подошел к стартовому городку и (о ужас!) народу было столько, что я с большим трудом протиснулся к месту старта. Это был первый урок. До начала гонки нужно было придти минимум за 4 часа, тем более я собирался фотографировать. А кто занимается фотографией, знает, как порой трудно найти хорошую точку для съемки. До старта еще около двух часов, идет дождь, и я прячусь под портики средневековых зданий. Между мной и ограждением 20 – 30 см, до стартового подиума около 20 м. Я счастлив: удобная точка для съемки, хороший обзор. Но в тех самых 20 см между мной и ограждением появляется домохозяйка. Некая синьора в шляпке пытается провести туда всех домашних и соседей. Я не возражаю, тем более, стоя на голову выше их с моим телеобъективом вижу все прекрасно. Рекламный караван приводит в брожение массы болельщиков. И даже нежелающие бесплатных сувениров все равно тянут руки, накрываемые волной праздника. Появляются первые гонщики, что вызывает новый всплеск в массах болельщиков. Немного спустя начинается гонка и вместе с ней проливной дождь. И тут я понимаю, как опрометчиво поступил, встав во второй ряд. Та самая синьора с родственниками и соседями открывают гигантские зонты, через которые мой объектив уже не просунуть. После неудачной попытки поменяться с ней местам, дождь к моему счастью заканчивается, сворачиваются зонты, и вместе с ними удаляется семейство. Однако дождь еще несколько раз начинается и заканчивается. Все отлично, я мокрый и довольный в первом ряду. Хотя и тут есть свои минусы. Да, впереди никто не мешает, но сопровождающие технички становятся так, что перекрывают обзор. Где-то из толпы (единственный раз за все этапы гонки) были слышны выкрики на украинском языке в поддержку своих. Я же кричу «Давай, Асан!» и он замечает меня со стартового подиума и улыбается. Вообще, забегая вперед, хочу сказать, что все наши «гонцы» с постсоветского пространства очень доброжелательны и отзывчивы. Возможно, сказывается отдаление от дома и неожиданно услышанная поддержка на русском языке, где наши болельщики пока еще не частые гости. И после «dai»и «vai» приятно услышать «Вася, порви их всех!» Время летит незаметно, и вот уже стартует последняя десятка из «генерала». Тут, правда, фотографировать вообще невозможно, т.к. технички перекрывают весь обзор и на призыв продвинуться вперед или назад спортивные директора только пожимают плечами и кивают на маршала гонки. А тот непреклонен. Последним срывается Джованни Висконти с прокрутом колеса по мокрой брусчатке. А я еле успеваю снять его розовую майку через запасные колеса mavicовской технички. «Ребята из Mavic, возьмите меня с собой!»

Велосипед. Первое знакомство.

Добрался до веломагазина я совсем мокрый. Так что даже перед входом в магазин пришлось выжимать футболку. Каково же сейчас гонщикам! Хотя и мне через некоторое время предстояло стать велосипедистом. Спустившись в мастерскую, я ожидал увидеть складной велосипед, но мне вынесли небольшую коробку. Я даже не поверил, что он уместился внутри. Когда же он был извлечен наружу, то я не смог удержаться от смеха. Это был маленький «конек-горбунок».

Следующий день.

Выехав пораньше из отеля на новом «коне», начинаю ощущать всю прелесть передвижения не пешком, а на колесах. И вот, привыкнув к новой «лошадке», еду на вокзал. Учитывая уроки предыдущего дня, думаю приехать значительно раньше до финиша гонки. Добравшись за 3 минуты до вокзала, понимаю, что экономия времени против 15 минут пешком ощутима. В Чезене занимаю позицию на самой финишной ленточке. За спиной телеоператор, так что, по крайней мере, сзади напирать никто не будет. До начала гонки 5 часов, но народ уже имеется, особенно в финишном створе. Ограждения передо мной высотой порядка 160 см. Но встав на раму велосипеда, прислоненного к ограждению, оказываюсь на две головы выше остальных. Стоять не очень удобно, учитывая еще и фотографические экзерсисы, но позиция выигрышная, а главное – виден подиум. Порядка двух часов нахожусь в томительном ожидании. Я так подробно это описываю, потому что все последующие дни протекали одинаково, как на старте, так и на финише. Электричество в воздухе увеличивается и достигает своего апогея к моменту проезда автомобиля с информацией о разрыве между отрывом и пелотоном, следующего в нескольких минутах перед спортсменами. Пятиминутная зловещая тишина. Вдали поднимается волна болельщицких криков и молниеносно подхватывается нашей частью. И вот оно трио беглецов. Не успев толком сфотографировать гонщиков, расстраиваюсь, но тут же узнаю от соседей, что будет еще один круг, и отмечаю для себя, что невнимательно изучал маршрут этапа. И это для меня очередной урок. Пролетел пелотон, отвал и все мы в ожидании финиша. И вот на последнем кругу за несколько сотен метров до финиша падение Фортунато Балиани. Об этом я узнаю из прямой трансляции на электронном табло. Финиш. Приезд основной группы, среди которой и наши ребята. Отвал. Подиум. Все закончилось, слезаю с велосипеда, и к моему ужасу вижу, что на нем стоят еще двое. «Боливар» выдержал троих.


12 этап. Старт в Форли.

Как я не старался пробиться к месту старта, но все-таки не смог. Но не расстраиваюсь, т.к. старт будет фиктивным, и гонщики проследуют по улицам Форли небыстро и близко от меня. Нахожу место около маршалов гонки. Немного хочу заострить внимание на этих бравых ребятах. Насколько мне удалось разузнать, работа их не из легких. Во-первых, постоянное напряжение и нервотрепка, связанная с неадекватными болельщиками; во-вторых, работа, обеспечивающая безопасность пелотона, да и вообще множество разных проблем по ходу гонки. Плюс грязь и дожди, что усложняют их и без того беспокойную жизнь. Но и укомплектованы они отлично. Начиная от Gilera (3-хколесные мотороллеры) с радиосвязью до нескольких комплектов одежды, которые они везут вместе с собой в кофрах и подседельных багажниках. Обычно это пара футболок, непрокомокаемая светоотражающая безрукавка, легкая безрукавка с множеством карманов, утепленная куртка, непромокаемая ветровка, прорезиненные брюки, резиновые сапоги и перчатки. Я видел, как они уезжали со старта чистыми, наглаженными, бодрыми, а возвращались через 5-6 часов на финиш как выжитые лимоны, промокшие и перепачканные грязью. А на утро следующего дня снова были безупречны, с ощущениями собственной значимости. До старта остается примерно около часа, но скучать не приходится. Успеваю поприветствовать Олега Тинькова. Президент нашей команды как всегда улыбчив и приветлив, но, к сожалению, не успеваю его сфотографировать из-за перекрывшего обзор автомобиля сопровождения. Недалеко от меня ребята из Saunier Duval-Scott, не найдя калитки для входа к месту старта, перелезают прямо через решетки ограждения, что вызывает большой восторг у публики. Болельщики помогают им перекинуть велосипеды, не забыв при этом и про автографы. Продолжаю громко приветствовать наших ребят, услышав очередную фамилию. По дороге проезжают ребята от пяти до двенадцати лет из детских велошкол. Публика обрушивает на них такие бурные аплодисменты, что некоторые молодые спортсмены даже тушуются от такого внимания к ним. И вот гонка стартовала. Все больше замечаю пластырей и бинтов на руках и ногах спортсменов. Но почти все улыбаются, шутят. Одними из последних на старт я провожаю Максима Иглинского и Паоло Беттини. Чемпион сосредоточен. Вместе с караваном техничек город покидает и солнце. Едва успев встать под арку здания, прячусь от ливня. Мой путь лежит в Модену. Но в Модене меня ждет новый сюрприз. Попав в город, я снова оказываюсь на маршруте гонки, и хотя я знал, что ребята проедут здесь, но не думал, что успею к этому времени. Опять мой велосипед сэкономил мне несколько минут. Но доставать фотоаппарат даже и не пытаюсь. Ливень стоит такой, что затея эта совершенно бесполезна. Хотя вокруг меня все так же вымокли до нитки, но ни кто не трогается с места. Буквально через пару минут пролетает небольшая группа отрыва и в нескольких минутах остальной пелотон. Рассмотреть кого-либо очень сложно. Лица перепачканы грязью, все в ветровках, так что командной принадлежности почти не разобрать. Успеваю заметить только Асана Базаева. Так вот заканчивается мой очередной этап Giro. В отель приезжаю с ребятами из спонсорского каравана. По лицам не скажешь, что это веселые и беззаботные люди, «зажигавшие» еще пару часов назад. Чувствуется усталость. И как не хотелось мне пообщаться с ними, решаю оставить их сегодня в покое, до утра.


Утро нового дня.

Вместе с караваном выезжаю к старту очередного 13-го этапа. Пытаюсь некоторое время удержаться на своей лошадке за машинами, рекламирующими знаменитого итальянского производителя сыра. Но уже через несколько десятков секунд безнадежно отстаю. Зато сам чувствую себя чем-то вроде участника каравана, т.к. постоянно ощущаю на себе любопытные взгляды прохожих. Вообще, как я писал выше, велосипед очень помог мне. И в плане передвижения, и в плане завязывания отношений. В Модене я снова был далеко от стартового расположения команд, зато очень удобно с точки зрения фотографа. Не стану утомлять вас излишними подробностями старта. Хочу добавить еще несколько штрихов к портрету болельщиков. Из разговоров с публикой, я понял, что не все пристально следят за велосостязаниями, однако почти все знают большинство гонщиков (итальянцев в первую очередь) в лицо. Многие приходят из любопытства, кто-то за сувенирной продукцией спонсоров гонки. И все же значительная часть, по-настоящему влюбленная в велоспорт, зараженная болельщицким азартом, приходит сюда именно ради велоспорта и поддержки гонщиков. И неважно, из какой страны спортсмены. Так, например я познакомился с итальянским пенсионером, который мне рассказывал о баталиях с участием Берзина и Тонкова. Он до последнего времени, пока позволяло здоровье, посещал все три великие многодневки. Сокрушался по поводу окончания велокарьеры Винокурова. Но это уже материал другой статьи. Оставим её специалистам. Впереди меня ожидало эпическое зрелище. Завтра я собираюсь взобраться на Пассо Манген (Passo Manghen).


14 этап. Пассо Манген.

На этот этап я добрался рано утром, за пять часов до проезда велосипедистов. Решил, что на саму верхушку перевала я не доберусь (длина около 20 км, высота 2043 м), но, используя свой велосипед, постараюсь добраться как можно выше и выберу место с максимальным градиентом. Уже в поезде я познакомился с семейной парой ехавших туда же с велосипедами, не в пример мне, их машины были с 28-и дюймовыми колесами. Узнав, что я тоже собираюсь штурмовать гору, одобрительно покачали головами, но увидев мой велосипед в сложенном виде, откровенно рассмеялись. Я уже привык, что вызываю своим велосипедом улыбки и не обиделся. Действительно, со стороны с этим велосипедом я, наверное, выглядел как пародия на Giro. От станции я пронесся к подножию горы в считанные минуты. Но дальше начался по-настоящему горный штурм. Крутить педали на такой передаче и с такими колесами уже не было возможности. И я, взвалив на велосипед свой рюкзак, покатил его рядом. В местах, где градиент был не слишком велик, пытался крутить педали, чем вызывал большое уважение из стана велоболельщиков, двигающихся параллельно мне на своих шоссейных машинах. Многие подбадривали меня, крича «Grandissimo campione!» Некоторые шутили на тему обмена велосипедами. Настроение у меня было отличное, и я пытался отшучиваться. Кстати, мое любопытство заставляло смотреть меня на велокомпьютеры моих попутчиков. Их скорость была порядка 9-10 км в час. Моя же - около 5.5 км. Так с шутками и прибаутками я добрался до отметки в 1000 метров над уровнем моря. На это ушло два с половиной часа. Найдя живописный поворот с максимальным уклоном, я стал устраиваться на своей фототочке. Велосипедисты - любители продолжали следовать мимо меня. По моим подсчетам их проехало несколько тысяч человек! По велоформам и языку я различал итальянцев, испанцев, немцев, французов, американцев. Недалеко от меня расположилась семья, приехавшая из под Вероны на озера, а сегодня специально приехавшая на этап многодневки. Видно было, что это опытные болельщики, так как принесли с собой раскладные стулья, маленький телевизор и радио. Глава семейства листал веложурнал и постоянно озвучивал какие-то новости из веломира. Время в горах пролетает быстрее, видимо из-за отсутствия суеты и толкотни. Чистейший воздух, который можно пить, вдали шумит водопад. Небо постоянно хмурилось, но как нередко бывает в горах, тучи так же быстро уносились потоками ветра. Примерно за 15-20 минут до проезда гонки воцарилась тишина, и только где-то далеко вертолет телевизионщиков возвещал своими винтами о приближении велосипедистов. Из-за поворота появляется лидер в «тиньковской» форме, я вскидываю фотоаппарат и делаю несколько кадров, сравнявшись со мной, я не нахожу на форме и велосипеде номеров, да и вообще не могу узнать спортсмена в лицо. Я в полном смятении! Но мой подкованный сосед объясняет мне, что это велолюбитель в командной форме. А кадр получился хороший. Но вот появляется машина с информацией об отрыве. Вообще для меня это было удивительно. Привыкнув к формату московских гонок, это приятно радовало. Вертолет уже висит над головой и из-за поворота появляется группа отрыва. На этот раз настоящая. Мало что успеваю рассмотреть, сконцентрировавшись на съемке. Через небольшой промежуток времени проезжает основная группа, не в пример велолюбителям, двигаясь почти в два раза быстрее. В отставшей группетто ребята из «TCS». Подбадриваю их, кричу: «Тиньков, подтянись!». Улыбаются и поднажимают на педали. Проводив глазами машину с табличкой на крыше о том, что все гонщики проехали, собираюсь в обратный путь. А вот теперь начинается то, что так пугало меня. Спуск. Было бы безопасней спускаться с Альпийских серпантинов пешком. Но еще два часа вниз. Такая перспектива тоже не радовала. Пытаюсь спускаться на «цирковых колесах». Изо всех сил зажимаю тормоза, но это бесполезно. Выставляю для оттормаживания ногу, тем самым создавая такой ужасающе-пугающий шорох, что все болельщики оборачиваются и шарахаются в сторону. Боюсь шевелить рулем, управляю только наклонами тела. Пару раз чуть не улетаю под полицейские мотоциклы. Немного освоившись, понимаю, что большая половина пути уже преодолена. Уже через 15! минут я на станции. То, что я провел в подъеме два с половиной часа, на спуске заняло лишь пятнадцать. Смотрю на велокомпьютер. Максимальная скорость чуть за пятьдесят, средняя чуть меньше сорока. Становится немного не по себе от страха. Спуститься с километровой высоты и пройти десять километров по серпантину на самокате с седлом и без тормозов… К сожалению 15-й и 16-й этапы я вынужден пропустить. Первый по причине слишком большого удаления от места моей дислокации, а второй, по причине приезда в Италию моей жены. Тоже большого любителя велоспорта. Теперь нас двое!


17-й этап.

Здесь удача мне улыбнулась. Это был город Сондрио. Приехали мы как всегда за четыре часа до старта. Опять используя свою мобильность, я объехал весь стартовый городок. И нашел, чего так долго искал на прошлых этапах, а именно дырку в заборе. Воспользовавшись таким подарком судьбы и пробравшись через какой-то гараж, оказался в пяти метрах от места, где гонщики подписывают стартовый протокол. Вот здесь душа моя оторвалась. Успев поприветствовать почти всех наших с постсоветского пространства, удалось даже пожать руку Денису Меньшову и перекинуться парой фраз. Причем я оказался в выгодном преимуществе перед остальными гостями гонки. Опять помог великий и могучий русский язык. Стоило мне погромче крикнуть имя Дениса с нашим акцентом и ударениями в нужном месте, как он тут же обратил на меня внимание и подошел незамедлительно. Пожелав ему удачи, осведомился о его самочувствии. Он сказал, что гонка достаточно тяжелая и уже к 17-му этапу чувствуется в ногах. Я не стал его задерживать, поскольку знал, что Денису необходимо настроиться на гонку. Были и другие чемпионы, при оглашении фамилий которых стан болельщиков взрывался криками и аплодисментами. Здесь, за ограждением, с обратной стороны этого праздника, слышны уже более профессиональные разговоры и экспертные оценки. Обсуждаются более узкие темы, делаются прогнозы. Проводив последнего гонщика, перебираюсь на линию старта. Здесь встречаю уже знакомых маршалов гонки. Они тоже узнают меня. Все же бок о бок почти две недели. Они презентуют мне журнал с еженедельным фотоотчетом известного мастера велосипедного фото Роберто Беттини. Что ж, этап стартовал и мы с чувством выполненного долга направляемся в очередной отель.


18-й этап.

В Варезе, честно говоря, устав от толкотни и выжимания нас с найденного места, удобного для фотосъемки, мы решили встать на 90-то градусном повороте метров за 300 до финиша. В этот раз, изучив маршрут подробно, выяснили, что по Варезе велосипедисты проедут три круга. Располагаемся под телевизионным краном с камерой. Кстати и нам тут достаются разные спонсорские блага. Народу здесь гораздо меньше, а возможно и каравану хотелось побыстрее избавиться от своих обязанностей, сваливают нам по несколько шапочек, бандан, ручек и еще кучу разной ненужной всячины, такой как таблетки от живота и буклетики с приглашением в какие-то неведомые дали. И все же стоять вдалеке от финишной черты не очень правильно. А что, как финишная разборка? Но и в этот раз нам повезло. Умница Фохт засветил большущую дыру преследователям и под всеобщие аплодисменты финишировал в гордом одиночестве. Дожидаемся, пока гонщики будут закатываться к своим автобусам. Интересно смотреть на лица спортсменов. Большинство ребят выглядит очень уставшими, а дождь и грязь так «преображают» их лица, что некоторых просто не узнать. Но есть и те, которым, ни дождь, ни пройденные километры не могут испортить настроения. Мы же спешим к своему автобусу. Впереди еще три этапа.


Леньяно. 19 этап.

Задолго до начала этапа мы уже на старте. Т.к. в городе небольшая центральная площадь, то организаторам не удается разместить стартовый городок рядом с местом регистрации велогонщиков. Мы занимаем удобную позицию между автобусами команд и проездом к месту подписания стартового протокола. Вдвоем значительно удобнее: один занимает место, а другой в это время бегает за новыми кадрами. Но не в этот раз. За нашими спинами болельщики стоят в 3-4 ряда, и, выбравшись с первой линии, обратно попасть уже невозможно. Стиснув зубы под натиском толпы, стойко ждем приезда гонщиков. К счастью, караван раздает подарки в другой части стартовой площади, что помогает избежать толкотни и суеты. Хочется отметить, что публика хоть и неспокойная, но достаточно корректная. Стоило нам хотя бы полунамеком указать на проблему, как мгновенно следовало извинение. К примеру, между мной и ограждением была возможность разместиться еще одному человеку. Многие пытались пробраться туда, но когда мы мягко просили оставить это место для маневра с фотоаппаратом, понимающие кивали и больше не претендовали на «свято место». Интересовались кто мы и откуда, и, узнав, хлопали по плечу и называли многие русские фамилии, в том числе и футболистов. В этот день произошло удивительное событие. Нам удалось докричаться до Василия Кириенко. Очень хотелось пожелать ему удачи, пожать руку. Хотелось, чтобы он знал, что за него болеют не только на родине, но и здесь, в Италии. Уж слишком он был мотивирован на победу и к этому этапу истратил много сил. Подъехав к нам, Вася выглядел немного уставшим. Он сказал нам, что очень устал от постоянных дождей и произнес фразу: «туфли не успевают сохнуть и в них уже лягушки квакают». Пожав ему руку, мы подбодрили его и пожелали удачи. А вечером, когда мы добрались до отеля, включили телевизор и с замиранием сердца следили за победным финишем Кириенко. Нам хотелось верить, что мы внесли свой маленький вклад в победу Василия и нашей команды. В этот день нам пришлось нарушить сухой спортивный режим. Такую победу мы не могли не отметить шампанским! Вернувшись домой в Москву и еще раз просмотрев этап в записи, понимаешь, как не хватало тому репортажу эмоциональной окраски и комментариев Сергея Курдюкова.


20 этап. Тирано.

Вообще во время нашего пребывания в Италии дух веломногодневки чувствовался во всем. В разных уголках страны мелькали розовые футболки и бейсболки с логотипом Giro, в отелях продавалась сувенирная продукция, в киосках печати предлагались DVD о Марко Пантани, газетные заголовки пестрили именами гонщиков. В городах, принимающих на финише, или отправляющих со старта гонщиков, витрины магазинов, кафе и баров были украшены велосипедами, начиная с моделей начала прошлого века и заканчивая современными. В бакалейных лавках велосипеды были сделаны из макарон, в мясных из сосисок и колбасы, были велосипеды, изготовленные из газет. Каждый житель чувствовал себя и зрителем и участником этого грандиозного праздника. 20 этап прошел на редкость спокойно. Хотя мы стояли на самой финишной ленточке, народу было немного (стояли всего в три ряда). Кстати, многие приходили со своими маленькими лестницами и стульями. Казалось, что это будет единственный день, когда не будет дождя, т.к. палило яркое солнце, но за пару часов до финиша дождь все-таки стал накрапывать. Возможно поэтому, а может быть и по требованию спонсора организаторы решили закрасить зебру пешеходного перехода на самом финише. Одним словом, все пришедшие болельщики у финишного створа наблюдали за размеренной работой неторопливого итальянца. Однако ждать пришлось долго, т.к. ему не хватило полведра краски, он был вынужден звонить коллегам и еще 40 минуть ждать их с краской. Снова караван. Затишье и финиш. Не обошлось и без падений. Бедняга Поццовиво был сбит Ван ден Брёком, и в пылу борьбы стал извиняться перед ним. Хотя, поняв, что к чему, сам перешел в словесную атаку. А близстоящие болельщики получили очки Поццовиво в качестве сувенира, подцепив их крючком зонтика. Так закончился предпоследний день. К сожалению, подиума не было видно, и мы, подхватив нашу лошадку, отправились в сторону Милана. Однако Giro нас не отпустила. Некая старушка лет 90, увидев наш велосипед, поинтересовалась, кто мы и откуда. И удовлетворив свой интерес, рассказала, что путешествует со своим 60-летним сыном аж с первого этапа на Сицилии. Вот это преданность велоспорту!
Мой рассказ не был бы полным, если б я не написал несколько слов о работе группы аниматоров. Чуть выше я вскользь упоминал о них, но сейчас хотел бы более подробно рассказать об этих ребятах, т.к. их работа является весомой составляющей праздника под названием Giro d`Italia, а для многих зрителей и основной частью этого представления. А если быть совсем точным, то эти две части (сама гонка и шоу программа, сопровождающая её) являются неотъемлемой частью друг друга. Spettacolo, как говорят итальянцы. Многие городки, принимающие гонку, очень малы и подчас население их составляет всего несколько тысяч человек. Теперь представьте себе, как живет такой небольшой город, где, возможно, нет театра и порой не более двух кинотеатров. Артисты не часто балуют их своим появлением, а тут грандиозное шоу само идет в гости, да тем более бесплатно. Кстати, после проезда гонки праздник не заканчивается. Обычно вечером начинается большая концертная программа, фольклорные выступления, приглашаются известные гости из мира велоспорта. А поздно вечером все обычно заканчивается фейерверком и грандиозным салютом. Но вернемся к группе шоу- поддержки. Обычно это два ведущих шоумена. К сожалению, я не слежу за итальянскими средствами массовой информации, но точно знаю, что один из них Ди-джей с радио «105», которое является информационным спонсором Giro. Основная группа - это танцоры, а их худрук - сорокалетняя женщина, работающая уже не первый год на гонке. Несмотря на свой возраст, «зажигает» вместе с ребятами на равных. Думаю, команда человек из пятидесяти. Я писал, что на гонку мы приходили за четыре часа. Но это не было просто стоянием с протянутой рукой за сувенирами. Караван не просто пролетает место старта или финиша, а задерживается минимум на час. В то время как спонсорские подарки расходятся по болельщикам, ведущие «заводят» толпу, проводят викторины и просто играют с публикой. Когда зрительская аудитория уже вполне вооружена разного рода болельщицкими атрибутами: стучалками, гуделками, флажками, надувными руками и массой разного другого инвентаря, в ход идет тяжелая артиллерия. Разыгрываются более серьезные призы. Причем многие города проводят конкурсы в газетах и по телевидению на знание велосипедной тематики задолго до гонки, а после, в присутствии всей болельщицкой братии вручают ценные призы и подарки победителям. Кстати, все награжденные болельщики, которых мне удалось видеть, были женщинами. А параллельно розыгрышам и викторинам проходит выступление группы анимации. Если танцоры все время одни и те же на протяжении всех трех недель, то артисты оригинального жанра обычно приглашаются на каждый этап разные. Так, например, в Милане мы смотрели зажигательное выступление группы перкуссионистов, играющих на железных бочках и бочонках, а в Тирано маунтинбайкеры и парни на bmx устраивали свое представление. Были и жонглеры, и акробаты, да кого там только не было. Но и представители спонсоров тоже не ограничивались лишь раздачей рекламной продукции. Они также устраивали свои маленькие шоу с танцами. Как вы поняли, есть спонсорский караван, и есть группа шоу-поддержки, но в финале они объединяли свои усилия. Под специально написанную песню ребята выстраивались у своих машин и весь более чем километровый караван, а это более двухсот юношей и девушек, синхронно, насколько это возможно, начинали танцевать и подпевать тысячам киловатт музыки. Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что невозможно представить себе веломногодневки без шоу программы и наоборот. Все это составляющие единого целого.


Последний день гонки. Финиш в Милане.

К Милану мы сами стали похожи на гонщиков: обгоревшие носы, ввалившиеся щеки и минус 5 кг. По своему обычаю мы пришли за 4 часа до финиша первого спортсмена. Но в этот раз места ближе к финишу были заняты почти все. Кое-как мы протиснулись за финишную черту. Позиция была удобная, но все время подходившие новые болельщики также пытались попасть к заветной линии. Напор становился таким сильным, что мы решили поискать другое место, о чем позже не пожалели. Встав на последнем повороте за 400 м до финиша, выбрали отличную позицию. Гонщиков можно было «вести» издалека, а после прохождения поворота еще долго провожать взглядом. Даже находясь во втором ряду, маневр для телеобъектива не был ограничен, т.к. в первом ряду были болельщики со своими раскладными креслами и не мешали обзору. Правда, это было лишь до поры. Начиная со второй половины гонки, когда стартовали более-менее знаменитые фигуры, болельщики все чаще стали отрываться от своих насиженных мест. Мне приходилось выискивать пространства для съемки между головами и плечами ликовавших. К слову, нужно сказать, что эти болельщики были со стажем и подкованы на все 100%. Прекрасно были осведомлены о гонщиках, в том числе и о многих наших. В руках у них были папки с множеством бумаг, где они все тщательно конспектировали. Многие подходили к ним с вопросами по ходу гонки, на которые они любезно отвечали. Над головой у нас было большое электронное табло, где мы могли следить за ходом разделки. За мной стояла американка и, указывая пальцем на очередного гонщика, спрашивала, не американец ли это. Получив несколько раз отрицательный ответ, потеряла интерес к гонке и ушла. Напротив, итальянские болельщики просто неистовствовали, когда проезжали их «гонцы». И вот финишировал Контадор. Если сказать, что после финиша толпа взорвалась, то не сказать ничего. В одну секунду все ограждения были снесены, и вся многотысячная толпа устремилась к подиуму. Смешалось все и вся. Ликованию не было предела. Мелькали ослиные уши на шапочках болельщиков Марцио Брузегина, флаги басков, какие-то парни неизвестно как попавшие сюда с плакатом «Филиппины приветствуют Giro». Да много еще было интересных персонажей, но нам нужно было бежать к поезду в Рим. С трудом пробившись сквозь толпу болельщиков, успеваем краем глаза заметить церемонию награждения, где Контадор выглядит песчинкой в море людских рук, аплодирующих ему.

До свидания, Giro! Жди нас в следующем году!

Хостинг от uCoz